Советы учителя-дефектолога

Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
25 июля 2011 г. № 131


Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи

На основании части второй пункта 1 статьи 15 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи.
2. Признать утратившими силу:
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 ноября 2000 г. № 53 «Аб зацвярджэннi Палажэння аб пункце карэкцыйна-педагагiчнай дапамогi» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 119, 8/4485);
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 апреля 2003 г. № 28 «Аб ўнясеннi змяненняў у Палажэнне аб пункце карэкцыйна-педагагiчнай дапамогi» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 52, 8/9465);
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 9 ноября 2004 г. № 65 «О внесении изменений и дополнений в Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 3, 8/11865);
пункт 2 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 12 января 2010 г. № 4 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Министерства образования Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 57, 8/21990).
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
                                                                                                                                           Министр С.А.Маскевич

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
25.07.2011 № 131

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о пункте коррекционно-педагогической помощи


ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи.
2. Пункт коррекционно-педагогической помощи (далее – пункт) как структурное подразделение может создаваться в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующей образовательную программу дошкольного образования (далее, если не указано иное, – учреждение образования (организация), создавшее пункт).
3. Решение о создании пункта принимает учредитель учреждения образования (организации), создавшего пункт, при наличии необходимого количества лиц, осваивающих содержание образовательных программ дошкольного образования или образовательных программ общего среднего образования и имеющих стойкие или временные трудности в их освоении (далее, если не указано иное, – обучающиеся).
4. Пункт прекращает свою деятельность в случае отсутствия необходимого количества обучающихся, указанных в части второй пункта 7 настоящего Положения.
Основанием для прекращения деятельности пункта является решение учредителя учреждения образования (организации), создавшего пункт.
5. Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.
6. Задачами пункта являются:
изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного и общего среднего образования;
формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.
7. В пункте для оказания коррекционно-педагогической помощи обучающиеся объединяются в группы.
Пункт открывается при наличии 4 групп, наполняемость которых составляет 5–6 человек в каждой группе.
8. В зависимости от характера нарушения физического и (или) психического развития в пункте могут быть сформированы группы для обучающихся:
с нарушениями речи;
с нарушением слуха;
с нарушениями зрения;
с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).


ГЛАВА 2
ЗАЧИСЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ИХ ОТЧИСЛЕНИЕ


9. Зачисление обучающихся в пункт осуществляется приказом руководителя учреждения образования (организации), создавшего пункт, на основании следующих документов:
заявления законного представителя обучающегося;
заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР).
10. В пункт могут зачисляться обучающиеся из других учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного и общего среднего образования, при наличии свободных мест.
11. Отчисление обучающихся из пункта осуществляется приказом руководителя учреждения образования (организации), создавшего пункт, после исправления нарушений физического и (или) психического развития.


ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПУНКТЕ


12. Коррекционно-педагогическая помощь в пункте оказывается учителем-дефектологом в форме занятий, направленных на исправление нарушений физического и (или) психического развития обучающихся, активизацию их познавательной деятельности, нормализацию учебной деятельности.
13. Коррекционно-педагогическая помощь обучающимся в пункте оказывается с учетом возраста обучающегося, структуры имеющегося у него физического и (или) психического нарушения и в соответствии с расписанием занятий, которое утверждается руководителем учреждения образования (организации), создавшего пункт.
Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2–4 раза в неделю.
14. Распределение обучающихся в пункте по группам осуществляется учителем-дефектологом пункта на основании заключения ЦКРОиР.
15. Занятия в пункте проводятся с 16 сентября по 25 мая текущего учебного года.
16. Продолжительность занятий в пункте для обучающихся определяется в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
17. Содержание занятий определяется документом, в котором отражаются цели, задачи, приемы и средства коррекционно-педагогической помощи и который утверждается руководителем учреждения образования (организации), создавшего пункт.
18. Обучающиеся, у которых нарушения физического и (или) психического развития не могут быть исправлены при оказании им коррекционно-педагогической помощи в пункте, направляются руководителем учреждения образования (организации), создавшего пункт, в ЦКРОиР для проведения в установленном порядке психолого-медико-педагогического обследования.
19. В случае отказа законного представителя обучающегося от проведения психолого-медико-педагогического обследования обучающегося в ЦКРОиР учителем-дефектологом пункта разъясняются возможные последствия такого отказа законному представителю обучающегося.
20. Отказ законного представителя обучающегося оформляется в письменной форме и подписывается законным представителем обучающегося и руководителем учреждения образования (организации), создавшего пункт.

свернуть

Что такое интегрированное обучение и воспитание

     Интеграция – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству дошкольного учреждения. С другой стороны, дошкольное учреждение готовится к работе с детьми с ОПФР, создает специальные условия для его обучения и воспитания.

         Основной целью интегрированного воспитания и обучения является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.

         Главными задачами являются:

*развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;

*организация психолого – педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждении;

*реализация коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию;

*развитие у детей речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;

*формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении;

*оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение их в процесс воспитания и обучения, формирование у них адекватного отношения к особенностям развития ребенка.

Перечень нормативных правовых документов для организации обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития можно посмотреть на  сайте http://asabliva.by

КАК ОФОРМИТЬ РЕБЕНКА В ГРУППУ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?

         Родители детей с особенностями психофизического развития обращаются в ЦКРО и Р для прохождения ребенком психолого–медико–педагогической комиссии и получения заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса. При этом родители оформляют согласие с заключением ЦКРО и Р.

         Заключение ЦКРО и Р, а также свидетельство о рождении ребенка родители предоставляют в отдел образования, который выдает направление в дошкольное учреждение, где имеются свободные места в группах интегрированного обучения и воспитания.

         Зачисление ребенка в дошкольную группу интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе следующих документов:

  • направления, выданного отделом образования, спорта и туризма Оршанского райисполкома;
  • заявления законного представителя воспитанника (с особенностями психофизического развития и нормально развивающегося);
  • заключения ЦКРО и Р (с рекомендациями по организации образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания);
  • медицинской справки установленной формы о состоянии здоровья;
  • свидетельства о рождении (предъявляется при зачислении).

Руководитель дошкольного учреждения при наличии вышеуказанных документов издает приказ о зачислении ребенка в группу интегрированного обучения и воспитания.

КАКОВА  НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП

ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?

Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте от 3 до 8 лет составляет от 10 до 12 детей, из них:

  • не более двух детей с особенностями психофизического развития с тяжелыми нарушениями однородного характера (дети с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащие, или незрячие, или с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата);
  •  не более четырех детей с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера (дети слабослышащие, или слабовидящие, или с тяжелыми нарушениями речи, или с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
  •  не более трех детей с особенностями психофизического развития с различными (не более двух) нарушениями развития.

 

КТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ГРУППЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?

В данной группе деятельность каждого специалиста имеет свою специфику.

Учитель – дефектолог

Проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии и определяет план коррекционно – развивающей работы с каждым ребенком. Реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Ведет систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение коррекционно – образовательных задач обучения и воспитания детей.

Воспитатели группы интегрированного обучения и воспитания

Планируют и проводят образовательную и оздоровительную работу на основе изучения индивидуальных особенностей, способностей и склонностей детей.

Помощник воспитателя

Участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, помогает организовать прогулку под руководством воспитателя, учителя–дефектолога, оказывает помощь детям на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья.

Педагог- психолог

Ведет просветительскую и консультационную работу среди родителей, оказывает психологическую помощь семьям воспитанников, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в группах и коллективе дошкольного учреждения, проводит коррекционно- развивающие занятия с детьми: с нарушениями в эмоциональной сфере; испытывающими трудности в общении, гипердинамичными детьми.

Музыкальный руководитель

Организует разные виды деятельности: музыкально-дидактические игры, музыкально- ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах.

Руководитель физического воспитания

Приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно – моторной координации. Оказывает консультационную помощь родителям.

свернуть

Совершенствуем внимание и память ребенка

 Внимание и память – это важнейшие психические процессы, которые являются условием успешного развития будущей личности ребёнка. Недостаточно развитая концентрация внимания и объём памяти являются условием неэффективного обучения ребёнка в школе. Подобные недостатки могут быть устранены только благодаря организованной работе как логопеда, так и семьи. Игры на развитие внимания и памяти с самого раннего возраста помогают нашим детям развивать очень важную способность –  концентрацию внимания. Большинство детских игр разрабатывается именно для этого, потому, что хорошая память и умение концентрировать внимание – это крайне важные качества, которые, несомненно, помогут ребенку достичь успеха в любом начинании. Предоставляю Вашему вниманию несколько таких игр и упражнений, которые Вы сможете выполнять с детьми дома.

НАЙДИ ИГРУШКУ

Завяжите глаза вашему ребенку и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее на самое видное место. Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам.

ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ

На столе нужно разложить все предметы. Затем в течение нескольких минут дать возможность ребенку изучить эти предметы (если он совсем маленький, можно предоставить больше времени и дать возможность ему поиграть с этими предметами). Затем Вы должны завязать ему глаза и внести среди этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ваш малыш должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с закрытыми глазами ему это не удается, можно проводить это упражнение и с открытыми глазами.

ПОИСК ПО ПАМЯТИ

Эту игру необходимо проводить в помещении, которое хорошо знакомо ребенку. Разложите все выбранные игрушки па полу. Сообщите малышу, что сейчас ему необходимо запомнить, где лежат игрушки, так как позже ему предстоит найти их все с закрытыми глазами. На запоминание дайте 2—3 минуты. Затем завяжите ему глаза, покрутите несколько раз вокруг своей оси и начинайте засекать время поиска. Эту игру можно усложнить. Во-первых, можно не показывать ребенку разбросанные игрушки, т. е. сначала нужно завязать ему глаза, а уже затем разложить все предметы. Во - вторых, можно сократить время поиска. В этом варианте комната должна быть максимально безопасной, чтобы ребенок не мог пораниться.

НАТЮРМОРТ

Сядьте за стол, поставьте на него поднос и разложите на нем все выбранные Вами предметы. В течение 1 минуты ребенок должен запомнить местонахождение всех предметов. Затем Вы убираете все предметы и предлагаете ему самостоятельно разложить их в том же порядке. Второй вариант не требует фактического воспроизведения. Поднос закрывается платком, а малыш должен словами описать местонахождение всех предметов. В этом случае можно легко проверить точность его памяти. Кроме того, этот вариант способствует расширению словарного запаса и развитию речи.

СЛОВЕСНЫЙ ХУДОЖНИК

Суть этой игры заключается в словесном описании какой-либо картины. Предложите ребенку рассмотреть и запомнить выбранную Вами картину. Если эту игру Вы проводите в первый раз, то необходимо разобрать ее совместно. Проанализируйте ее, разберите то, что происходит на ней, по возможности придумайте рассказ. Затем уберите картину и попросите словесно по памяти воспроизвести все то, что на ней нарисовано. Постепенно ваша помощь должна становиться минимальной. Методические указания: для первых игр выбирайте картины с явным сюжетным содержанием. Позже можно использовать пейзажи, натюрморты. В эту игру можно внести творческий момент, если после ее окончания и подробного анализа попросить вашего малыша придумать, что могло произойти на этой картине дальше, и уже самому это нарисовать.

ЛЮБИМЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ,   СКАЗКА

Суть этой игры состоит в том, чтобы озвучить по памяти знакомый мультфильм или сказку. Вначале можно посмотреть выбранный мультфильм, сказку. Он должен быть не очень длинным (1—2 минуты). Просмотрев его, попросите малыша пересказать вам содержание этого мультфильма или сказки, как можно подробнее, желательно с точным цитированием слов основных персонажей. Если он затрудняется, помогайте ему, задавайте наводящие вопросы, акцентируйте его внимание на отдельных деталях. Затем расскажите ему о том, что сейчас вы снова включите мультфильм, сказку, но при этом отключите звук. И реплики всех персонажей нужно будет произносить ему самому. Объясните ему, что главное — не пропускать слова мультяшных, сказочных героев.

Если какие-то из них забыл, то нужно тут же их придумать. Если в первый раз озвучивание получилось не совсем удачно, можно его повторить, перед этим просмотрев мультфильм, сказку повторно.

ЭМОЦИИ (первый вариант)

Этот вариант более простой. Все карточки отдаются ребенку. Затем ведущий начинает читать сказку или рассказ, герои которого испытывают те чувства, которые изображены па карточках. Ребенок должен внимательно слушать, и в тот момент, когда услышит о том, что кто-то из героев заплакал или засмеялся, он должен поднять карточку, изображающую это состояние

ЭМОЦИИ (второй вариант)

Ребенок должен придумать рассказ, в котором герои испытывают чувства, изображенные на карточках. Эта игра творческая и требует большей эрудиции.

ПОВТОРЯЛКИ

Эту игру можно проводить в свободное время, постоянно усложняя её. Сначала Вы придумываете слова, по любой лексической теме, например – овощи (свёкла, горох, капуста), ребенок должен их повторить. Потом Вы повторяете за ребенком, он придумывает фрукты и т.д. постоянно увеличивая количество слов.

свернуть