Советы музыкального руководителя

Музыка в настроении ребенка

 Музыка, по утверждению ученых, может быть не только приятной, но и полезной для здоровья. Как же она может повлиять на настроение малыша? Изучением воздействия классической музыки на физический и психологический мир человека занимается целая наука музыкотерапия.  Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.

Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях:
 

Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?

В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».

Как уменьшить нервное возбуждение?

Гиперактивным  детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Как правило, помогает классика: Бах «Кантата 2»«Итальянский концерт», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор», Гайдн «Симфония».

Хотите спокойствия?

Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса, вальсы (ритм три четверти)Классика: произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» - часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны», вальсы Штрауса.

Для уменьшения агрессивности, непослушания подойдет опять же классика:

Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония».

А чтобы чадо быстро заснуло и видело хорошие сны, можно негромко включить музыку с медленным темпом и четким ритмом. Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», Григ «Пер Гюнт», Сибелиус «Грустный вальс».

Для легкого утреннего пробуждения

Концерты и сонаты Вивальди, Штраус «Утро», Дебюсси «Море», Мессиан «Пробуждение птиц», Григ «Утреннее расположение духа».

Когда и сколько слушать?

Существует несколько правил прослушивания музыки:

Источник звучания музыки следует располагать на расстоянии не менее одного метра от ребенка;

Звучание не должно превышать громкости разговорной речи;

Наилучшая длительность прослушивания составляет 15-30 минут в количестве 1-2 раза в день;

Колыбельные и спокойные песни рекомендуется прослушивать два-три раза в день в течение 5-10 минут после кормления, а песни в быстром темпе – за 5-10 минут до начала кормления;

Музыкотерапия - наука, которая изучает воздействие на психику, поэтому каждой маме самостоятельно предстоит открыть как именно то или иное произведение классической музыки влияет на ее ребенка. Поскольку это влияние скорее индивидуальное и зависит от самого ребенка, его темперамента, а также настроения, в котором малыш приступает к прослушиванию музыки.

свернуть

Музыка в развитии ребенка. Музыкальные инструменты

Психическое развитие ребёнка происходит в тесном, непосредственном общении с взрослыми. Одним из средств, создающих эмоциональную основу для такого общения, может стать музыка. Организуя музыкальные игры, напевая малышу песни разного характера, взрослые (чаще мамы, бабушки) создают атмосферу, наполненную взаимным доверием, новыми, подчас неожиданными впечатлениями.

Совместная музыкально-игровая деятельность не только обогащает эмоциональную сферу ребёнка, но и стимулирует развитие двигательной и голосовой активности, подражательных способностей, восприятия, музыкальности.

Музыкальные игры помогут сделать общение с малышом максимально продуктивным, ярким и эмоционально насыщенным.

Пойте ему те песни, которые вы помните и любите сами, слушайте ту музыку, которая по душе вам и вашему ребёнку.

Импровизируйте, проявляйте творческую активность.

Детские музыкальные инструменты призваны нести детям радость, помогают развивать у ребенка музыкальные способности (ритм, тембр, темп, развивают мелкую моторику рук, а значит, улучшают мозговую активность, формируют музыкальный слух.

Детей, в этом возрасте, следует знакомить с погремушкой, бубном, колокольчиком, барабаном, деревянными ложками, а также различными шумовыми игрушками. Некоторые шумовые инструменты, возможно, изготовить дома, привлекая внимание маленьких детей к процессу их изготовления.

Не запрещайте детям активно проявлять свою любовь к извлечению звуков, музыкальных и не очень, не забывайте, через активную деятельность дети познают мир.

свернуть

Музыка в помощь педагогу и родителям в период адаптации малышей

  Каждому малышу в период адаптации к детскому саду приходится преодолевать множество трудностей: эмоциональное напряжение, чувство тревоги, стресс. Для создания благоприятной психологической обстановки в этот важный период жизни ребенка можно и нужно использовать различную музыку. Еще в глубокой древности было замечено благотворное влияние музыки на организм человека. Наши предки лечили музыкой людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно - сосудистой и дыхательной системы. Ученые доказали, что музыка активно влияет на интеллектуальное и физическое развитие человека.

   Нами было замечено, что на музыкальных занятиях самые стеснительные и зажатые малыши легко раскрепощаются, у них поднимается настроение, повышается двигательная активность. Во время занятия мы приучаем детей подпевать взрослым, в следствие чего активно развивается речь. Мы учим детей различным движениям: бег на носочках, пружинки, фонарики, прыжки, ходьба, хлопки в ладоши и другие. В процессе выполнения движений развивается моторика тела. В песнях и танцах мы подражаем различным животным, знакомим их с культурно-гигиеническими навыками, учим владеть предметами, управлять своим телом, ориентироваться в пространстве. С помощью музыки мы так же развиваем и эмоциональную сферу детей. Получая положительный эмоциональный заряд, ребенок постепенно становится более открытым, смелым с окружающими, активнее начинает разговаривать, взаимодействовать со взрослыми и детьми. А главное у детей постепенно развивается музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память.

     Хочется отметить особую роль семьи в музыкальном воспитании детей. Любой родитель хочет видеть своего ребенка счастливым человеком, живущим в гармонии с природой, людьми и самим собой. Именно музыка поможет быстро адаптироваться к условиям детского сада и развить творческие способности ребенка, познакомить его с миром искусства и сформировать эстетический вкус. Поэтому хочется дать несколько советов родителям:

1. Подбирайте и включайте малышу музыку в соответствии с возрастом. Это могут быть песни из мультфильмов, песенки авторов Железновых. Екатерина и Сергей Железновы (дочь и отец) создали музыкальную методику раннего развития, которая предназначена для самых маленьких детей и для детей старшего дошкольного возраста. Она так и называется «Музыка с мамой». Это песенки с движениями. Их можно исполнять всей семьей.

2. Включайте на ночь спокойную музыку, тогда малыш будет хорошо засыпать. Здесь можно использовать музыку Рушеля Блаво. Это известный доктор, музыкальный терапевт, который исследовал влияние музыки на человека и создал лечебную музыку для сна и расслабления. Эту музыку можно найти в интернете.

3. Включайте музыку фоном ребенку, когда он играет, учитывая его психологические особенности. Если он гиперактивный и подвижный, то нужно включать спокойную музыку, например классическую. Она расслабляет и гармонизирует организм. А если ваш ребенок заторможенный, то можно подобрать танцевальную и маршевую музыку, она будет активизировать малыша, побуждать двигаться.

4. Никогда не включайте ребенку очень громкую музыку или музыку в стиле рок, тяжелый металл, техно. Такая музыка негативно влияет на психику ребенка, делает его агрессивным, неспокойным.

5. Никогда не говорите ребенку, что ему «на ухо медведь наступил» и у него нет слуха. Таким образом вы настраиваете ребенка негативно по отношению к музыке и понижаете его самооценку, формируете различные комплексы.

6. Всегда посещайте культурно-досуговые мероприятия и праздники в детском саду. Таким образом вы окажете моральную поддержку своему ребенку и настроите его на успех.

В заключение хочется сказать, что все великие музыканты были когда-то детьми. Музыка с самого детства помогает людям преодолевать трудности и ваш ребенок не исключение!

свернуть

Музыка в общении с ребенком

Музыка дарит и родителям и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим ребенком в удивительный мир гармонии звуков.

Создайте домашнюю фонотеку из записей классики, детских песенок, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий и др. Сейчас выпускается много музыкальных записей импровизационно-романтического характера. Такую музыкуможно включать на тихой громкости при чтении сказок, сопровождать ею рисование, лепку или использовать при укладывании ребенка спать.

Организуйте домашний оркестр из детских музыкальных инструментов, звучащих покупных и самодельных игрушек и сопровождайте подыгрыванием на них записи детских песен,различных танцевальных и маршевых мелодий.

Чтение стихов, сказочных историй также может сопровождаться подыгрыванием на музыкальных инструментах.

Развивать тембровый и ритмический слух ребенка можно с помощью игр и загадок с включением в них детских музыкальных инструментов.

Все дети очень подвижны, и если поощрять их двигательные импровизации под музыку, то таких детей будут отличать координированность и грациозность движений.

Инсценирование – еще один вид совместной деятельности. Инсценировать можно не только песни, но и стихи, даже некоторые картины, что, безусловно, развивает фантазию малышей.

Различные звукоподражания, производимые в процессе чтения сказок, а также песенные импровизации – передающие то или иное состояние или на заданный текст – вызывают у детей большой интерес и активно развивают их творческое начало.

Совместные походы на детские спектакли, концерты обогатят впечатления малыша, позволят расширить спектр домашнего музицирования.

Я хочу Вам привести несколько примеров музыкальных игр, в которые можно играть с ребенком.

Например, игра на развитие слуха«Угадай что звучит». Для этой игры понадобится несколько предметов быта, которые есть в каждом доме. Пусть это будут, например, стеклянная бутылка, кастрюля, тарелка, стакан, фарфоровая чашка. Возьмите карандаш, только держите его за самый кончик, чтобы не заглушать звук, и постучите по каждому предмету по очереди. Затем, попросите малыша отвернуться и постучите по какому-либо одному предмету. Когда малыш повернется к Вам, дайте карандаш ему, и пусть он отгадает, по какому предмету Вы постучали.

Сначала малыш будет отгадывать методом проб. То есть, будет сам стучать по каждому предмету, пока не услышит нужное звучание. Если он ошибется, повторите попытку. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем лучше ребенок будет ориентироваться в звучании данных предметов. В эту игру можно начинать играть с ребенком примерно от 3,5 лет. Когда Ваш ребенок становится старше, ее можно усложнять. Например, добавлять другие предметы, похожие по звучанию, или угадывать звучание не одного предмета, а последовательности звуков.

Можно играть в такую игру на развитие музыкального слуха. Назовем ее «Музыкальные бутылки» (стаканы, бокалы). Для игры нужны какие-либо идентичные стеклянные сосуды, например, бутылки, или рюмки, или стаканы и еще металлическая ложка, или вилка. Пусть в начале их (сосудов) будет 2, чем старше ребенок, тем больше сосудов. Я буду рассказывать на примере бутылок.

Наберите в одну бутылку немного воды, и постучите по горлышку бутылки ложкой, держа ее (ложку) за самый край. Попросите Вашего ребенка, с помощью воды и другой бутылки сделать такой же звук. Пусть Ваш малыш самостоятельно набирает какое-то количество воды в пустую бутылку, стучит по ней ложкой, и добивается нужного звука.

Далее с теми же предметами можно сочинять какие-либо простые мелодии. Предложите ребенку набрать в бутылки различное количество воды и выстроить их по звуку. То есть, бутылки, которые звучат низким звуком - слева, и, соответственно, которые звучат высоким - справа. Поверьте, ребенку 5-6 лет будет очень интересно этим заняться. Потом можно попробовать соединять звуки и выстраивать какую-либо наипростейшую мелодию. Сначала сочините что-то Вы, а затем предложите Вашему малышу. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем быстрее можно будет ее усложнять, например, добавлять больше бутылок, или комбинировать звуки бутылок, например, с колокольчиками.

Есть еще одна игра, которая поможет Вам развить у Вашего ребенка чувство ритма мелодии. Назовем эту игру «Угадай мелодию». А правила игры очень просты. Задумайте какую-либо хорошо известную Вашему малышу песенку, и прохлопайте ее. То есть прохлопайте ритм песенки. Не забывая, что когда в оригинале мелодия тихая, нужно хлопать тихо, а когда громкая - соответственно, громко. Пусть Ваш малыш угадает эту мелодию, а затем загадает свою.

Но не забывайте, что ребенку 4-6 лет трудно удержать в памяти большой отрывок мелодии, поэтому в игре испытывайте только припев песенки, или даже всего несколько строчек. Например, если Вы загадали «Антошку» достаточно прохлопать только «АнтОшка, АнтОшка, пойдем копать картОшку». Это будет приблизительно так: 3 хлопка (2-й хлопок более громкий); пауза; 3 хлопка (2-й хлопок более громкий); пауза; два хлопка; пауза; два быстрых хлопка; пауза; 3 хлопка (второй более громкий); пауза. Все нужно повторить два раза. Если ребенку будет трудно угадать, добавьте к хлопкам еще звуки, например «пам-пам-пам». Но не нужно петь мелодию, просто проговаривайте ритм. Не забывайте предлагать Вашему ребенку прохлопать мелодию вместе с Вами, так ему легче будет сориентироваться.

Рекомендованные музыкальные произведения для прослушивания:

o И. Брамс «Колыбельная»

o Бах-Гуно «Аве Мария»

o Э. Григ «Концерт для фортепиано с оркестром №1 ля минор»«Пер Гюнт»«Утро»«В пещере горного короля».

o Ф. Лист «Любовная греза» №1

o Ф. Мендельсон музыка к комедии «Сон в летнюю ночь»

o В. А. Моцарт: Симфония № 41, «Маленькая ночная серенада», фрагменты из оперы «Волшебная флейта».

o С. Рахманинов «Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор»«Вокализ» (соч. 34 № 14, «Рапсодия на тему Паганини».

o Ш. К. Сен- Санс Сюита «Карнавал животных» (пьсы«Лебедь»«Аквариум»)

o И. Штраус вальсы«На прекрасном голубом Дунае»«Сказки венского леса».

o П. И. Чайковский «Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Си бемоль мажор»«Струнный квартет №1», фортепианные циклы «Времена года» и «Детский альбом».

o А. Вивальди «Времена года».

свернуть