Советы руководителя физвоспитания

Приобщаем детей к спорту

Приобщаем детей к спорту

Занятия спортом являются важнейшей формой физического развития и воспитания детей. Обычно приобщение их к спорту осуществляется под влиянием воспитателей физкультуры, родителей.

Задача родителей поощрять увлечение детей, контролировать его, развивать интерес к спорту, не дать ему угаснуть. Родители должны быть убеждены, что занятия спортом развивают физические возможности организма, дисциплинируют ребенка, благотворно влияют на здоровье, нравственность, учебу и поведение. Только такая убежденность сделает родителей верными друзьями спорта, помощниками детей в их занятиях спортом. Следует помнить, что спорт нужен всем детям.

В последние десять лет идея здорового образа жизни настолько захватила умы и сердца людей, что стало даже как –то неприлично не заниматься никаким видом спорта для собственного оздоровления. И современные родители стремятся как можно раньше приобщить своих детей к занятиям спортом.

Занятия спортом всегда способствуют правильному психологическому воспитанию детей. Не секрет, что все спортсмены обладают хорошим самообладанием, у них развита волевая сфера, целеустремлённость, умение разбивать предполагаемые действия на этапы и постепенно и планомерно добиваться поставленных целей.

О пользе физических нагрузок знают все. Упражнения укрепляют тело, повышают выносливость, помогают бороться с ожирением и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Они одинаково необходимы не только детям, но и взрослым. К сожалению, современный образ жизни даёт детям не так много возможностей растратить кипучую энергию. Вот почему родителям следует поощрять занятия- спортом, способствующие физическому развитию ребёнка и позволяющие ему снять внутреннее напряжение.

К сожалению, современные дети имеют недостаточный уровень физических нагрузок, что часто превращает их образ жизни в малоподвижное существование. Сначала их катают на колясках, потом отвозят на машине в ясли, детсад, а всё свободное время они часами просиживают перед экраном телевизора, компьютера. Из вполне логических и резонных соображений личной безопасности подавляющее большинство детей лишаются возможности играть на свежем воздухе, или просто погонять мяч во дворе, шайбу на катке.

Важно с дошкольного возраста, выявить интерес и способности к тому или иному виду спорта и постепенно приучать ребёнка заниматься настоящим спортом. Танцевать или плавать. НЕ забывайте о прогулках по парку, где ребенок может освоить велосипед, ролики или найти место, чтобы поиграть в футбол. Помните: это весьма ответственный период в жизни вашего ребёнка, когда закладываются основные навыки, влияющие впоследствии на весь его образ жизни. И та любовь к катанию на лыжах, бегу или игре в футбол, которую вы зароните в дошкольном возрасте, поможет ему оставаться активным и здоровым в дальнейшие годы.

Для многих детей спорт важен как возможность избавиться от накопив-шейся энергии, дать выход эмоциям, и только для некоторых – это способ самоутвердиться, достигнув каких – либо успехов. Часто бывает, что предполагаемые родителями виды спортивных занятий не соответствуют не интересам ни темпераменту. Условно можно выделить несколько типов неспортивных детей. Родители отдают детей в спортивные секции чтобы:

  • росли крепкими, сильными, здоровыми;
  • было, где выплеснуть избыток энергии;
  • уметь ставить цели и добиваться их;
  • развивать волю и выносливость;
  • научить преодолевать страх;
  • учились общению в новом коллективе;
  • оправдали надежды родителей;
  • приобрести в будущем высокооплачиваемую профессию.

Значение спорта, состоит в том, что он используется в качестве средства улучшения физического развития, укрепление здоровья, увеличение творческого долголетия, воспитания. Занятия спортом – одно из средств удовлетворение человеком своей потребности в движениях в ее игровой форме

Уже в старшем возрасте используются:

  • элементы волейбола – перебрасывание мяча друг другу в шеренгах снизу, от груди, из-за головы, через сетку.
  • элементы баскетбола – ведение мяча на месте, с продвижением вперёд, од-ной двумя руками, поочерёдно то правой то левой; забрасывание мяча в корзину.
  • городки – сбивание битой с боку разные фигуры: колодец, пушка, забор и т.д.
  • бадминтон – передача волана партнёру, отбивая ракеткой.
  • теннис – отбивание ракеткой шарика о пол, о стенку.
  • хоккей – ведение клюшкой шайбы, передача шайбы партнёру, забивание шайбы в ворота.
  • лыжи – ходьба скользящим шагом по лыжне.
  • горка – катание с горки на ледянках, санках.
  • санки – катание друг друга, игры соревновательного характера «кто быстрей» (сидя, лёжа, на санках, отталкивание ногами, руками, палочками).
  • коньки – стоять, передвигаться.

Многие дети сами рано или поздно приходят к мыли о необходимости занятию спортом, если у них не отбить великий интерес к спортивным занятиям в раннем детстве. Нет ничего страшного в том, что ребёнок совсем не будет заниматься спортом. Если у него не спортивные интересы, достаточно того, что он будет вести подвижный образ жизни. Например, много гулять, ходить пешком, заниматься физкультурой.

свернуть

Формирование у детей основ здорового образа жизни

Цель физического воспитания в детском саду- формирование у детей основ здорового образа жизни.

Каждый период детства создает свои условия для проявления и развития способностей. Наиболее перспективен в этом отношении дошкольный возраст, когда бурно развиваются все виды способностей. Следовательно, дабы вырастить здоровое и развитое физически и умственно поколение, необходимо заниматься этим с самого раннего возраста.

Обычно взрослые оберегают ребенка: встал с постели - помогают одеться - заправить кровать; за ручку - к умывальнику; сел за стол - все нарезано, подготовлено; встал из за стола – убрали посуду; вышел на улицу- ведут за ручку, а чаще- везут; споткнулся - поддерживают; упал - поднимут.

Ну а если наоборот: предоставить малышу возможность самому преодолевать трудности, справляться с физическими нагрузками? Он учится самостоятельно определять меру своих возможностей, развивает осторожность, подготавливает себя для успешного овладения сложными двигательными навыками: езде на велосипеде, роликовых коньках, фигурного катания и т. д. Крепнут мышцы пальцев, кистей, плеч, спины и брюшного пресса, ребенок становится гибким, ловким, находчивым- вот вам и профилактика травматизма.

А какие возможности в самой разнообразной деятельности откроются перед этими сильными, умелыми и ловкими руками!

Ребенок становится здоровым и сильным. Уверенным в себе. У него выше жизненный тонус, легко протекают и вообще предотвращаются заболевания, успешнее идут занятия. Важно еще и то, что физическому развитию малышу хочется двигаться все больше и больше, и надо эту двигательную потребность в движении развивать дальше, предоставляя ребенку возможность для выполнения все более сложных гимнастических упражнений.

Дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие не возможно без физического воспитания.

Для полноценного физического и психического развития ребенка в нашем детском саду созданы следующие условия:

- развивающая среда: в группах- физкультурные уголки, а так же в физкультурном зале и на участке детского сада.

- воспитатели и инструктора по физической культуре и плаванию постоянно повышают свое профессиональное мастерство. Но однако этого не достаточно, родители (законные представители) являются первыми педагогами и они также играют основополагающую роль в формировании основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений. Старайтесь, чтобы режим дня был таким же, как в детском саду. Не забывайте и про рациональное питание, которое является одной из необходимых основ физического воспитания ребенка.

Формирование здорового образа жизни – это побуждение к включению в повседневную жизнь личности различных новых для нее форм поведения, полезных для здоровья; изменение, а то и вовсе отказ от вредных для здоровья привычек; овладение знаниями на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести здоровый образ жизни, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычками.

В своей педагогической деятельность на первое место ставлю принцып «Не навреди». Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка. - доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Физические упражнения влияют на развитие ребенка и требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятия физическими упражнениями, у дошкольника вырабатываются ценные для жизни черты и качества (смелость, трудолюбие, решительность и др.)

И в заключении хотелось дать несколько советов:

Совет 1: Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не выказывайте свое пренебрежение к физическому воспитанию и развитию. Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физическому воспитанию, так будет относиться к нему и ваш ребенок.

Совет 2: Высокая самооценка — один из мощных стимулов для ребенка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гигиеническая гимнастика. Всемерно поддерживайте в своем ребенке высокую самооценку — поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите еще большее старание.

Совет 3: Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребенка во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не могут понять, почему ребенок капризничает и не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей. Постарайтесь понять причину его негативных реакций. Не жалейте времени и внимания на то, чтобы установить с ним душевный контакт.

Совет 4: Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребенок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить ее и только после этого продолжить занятие.

Совет 5: Не ругайте своего ребенка за временные неудачи. Ребенок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребенку понять, что они уважают его чувства, желания и мнения.

Совет 6: Важно определить индивидуальные приоритеты ребенка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребенок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но каких-то качеств, например физической силы, ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если ваш ребенок вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания.

Совет 7: Не меняйте слишком часто набор физических упражнений ребенка. Если комплекс ребенку нравится, пусть он выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или иной навык, движение.

Совет 8: Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Все должно делаться «взаправду».

Совет 9: Не перегружайте ребенка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребенка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре и воспитанию собственным примером.

Совет 10: Три незыблемых закона должны сопровождать вас в физическом воспитании детей: понимание, любовь и терпение.

Физическом воспитании дошкольников в контексте здорового образа жизни: семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Основа счастья - это здоровье. Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детского возраста. Только правильное физическое воспитание будет залогом того, что ваш ребенок вырастет здоровым и крепким человеком.

свернуть

Закаливание – залог здоровья!

Заканчивается лето и не за горами первые осенние прохладные вечера и, естественно дожди. И как следствие, насморк у ребенка. Так как же сохранить здоровье вашего ребенка еще до того, как насморк или вирусная инфекция «возьмет его «в плен».

Один из известных и проверенных временем методов сохранить здоровье есть. И называется он закаливание.

Вы, наверное, заметили такую тенденцию. В последнее время все больше и взрослых и детей подвержены различным инфекциям. А взрослые и дети используют различные лекарства, половина которых вызывает аллергию и подрывает нормальную работу иммунной системы.

Да и осенняя непогода и сырость сами по себе способствуют размножению вирусов разного рода, которые прекрасно и быстро приспосабливаются к новым препаратам.

Что делать? Конечно, закаляться самим и закалять ребенка. Вот только мало кто знает, как закаляться водой правильно?


Давайте запомним главные правила закаливания:

Основа закаливания – это естественные факторы природы – солнце, воздух и вода.

Побеседуем сегодня о закаливании с помощью воды.

  1. Сами понимаете, личный пример родителей – самый «заразительный и пленительный».
  2. Начиная закаливания, процедуры можно проводить утром и вечером, т.е. 2 раза в день.
  3. В течение недели создавайте ребенку комфортную и щадящую обстановку, обливайте водой, которая нравится ребенку.
  4. На второй неделе можно на 1 градус понизить температуры воды.
  5. С третьей недели можно удлинять водные процедуры, хотя бы вечером. Это важно.
  6. Каждые последующие два дня можно снижать температуру воды, но постоянно учитывать пожелания самого ребенка. Есть дети, которым вообще не нравятся водные процедуры и естественно пользы от них будет мало.
  7. Бывает, что снижение температуры воды провоцирует легкий насморк у ребенка. Что делать в этом случае? Продолжать процедуры, повысив на один градус температуру воды. Это естественная реакция организма и через пару дней насморк пройдет и опять через неделю можно снизить на один градус температуру воды.
  8. Как быть, если ребенок заболел, и у него поднялась температура? Хочу рассказать вам об одной моей родительнице, которая перепробовала всевозможные методы укрепления здоровья своей дочки Машеньки. Надев купальник, она вставала каждое утро под душ и прижимала к себе дочку. Так похохотав с недельку под душем, мама и дочь полюбили это занятие. В чем секрет такой любви? Ребенку длительное время важно иметь тактильные, т.е. кожные прикосновения. В этом для ребенка безопасность и зашита. А создав комфортные условия для ребенка, эта самая мама в течение осени, зимы и весны обливалась сама, а затем естественно приучала и дочку. А Машенька, приходя в детский сад с хорошим бодрым настроением, всем рассказывала, как они с мамой сегодня или обливались, или растирали друг другу спинку.
  9. Показателем правильного закаливания является хорошее самочувствие и бодрость духа.

Как еще можно закаливать ребенка?

Для предотвращения частых ангин и фарингитов рекомендуется полоскание горла 1-2 раза в день, начиная с воды комнатной температуры, понижая ее на 1-2 С в неделю, дойдя до 5-7 С. Нужно всегда быть уверенным в успехе и не бояться обострений хронических заболеваний горла.

Есть и другие способы закаливания организма. Согласитесь, важнее другое – выбрать любой способ и КАЖДЫЙ ДЕНЬ БЫТЬ примером для своего ребенка.

Конечно, здоровье дается каждому человеку, а вот сохранить это здоровье под силу не каждому, потому что не хватает элементарной силы воли или силы привычки.

Помогите себе и своему ребенку приобрести эту здоровую привычку!

свернуть

Семья и спорт

Физическое воспитание детей: начинаем с первых дней жизни

Если заниматься физическим развитием ребенка с самого раннего возраста, уже к 7–8 годам ваш сын или дочь достаточно окрепнет, чтобы почувствовать в себе силы и желание не только хорошо и с интересом учиться, но и заниматься в кружках, секциях и т. д.

Физическое развитие ребенка: с чего начать?

Многие задаются вопросом: с какого возраста целесообразно начинать физическое воспитание детей?

Ведь большинство родителей не ставят перед собой цель вырастить олимпийских чемпионов, для них спорт и дети — просто способ обеспечить ребенку здоровое детство и заложить в него чувство уверенности в собственных силах, привить некоторые навыки, приучить к дисциплине. Решить все эти задачи возможно при помощи правильно организованного физического воспитания детей дошкольного возраста.

Прежде чем отдавать малыша в ту или иную спортивную секцию, присмотритесь к нему, обратите внимание на способности и физические возможности.

Физическое развитие ребенка — дело серьезное. Необходимо посоветоваться с врачом, а также с руководителем секции или спортивного кружка, который занимается физическим воспитанием детей. А задача родителей — выслушать рекомендации специалистов и принять решение, по силам ли ребенку та нагрузка, которая ляжет на его плечи.

Имейте в виду, что большая часть тренеров заинтересована в посещении их кружка максимальным количеством детей. Занимаясь физическим воспитанием детей, руководитель может уговаривать вас отдать к нему ребенка как можно раньше. Но подумайте: не повредят ли малышу чрезмерные спортивные нагрузки? У тренеров, занимающихся физическим воспитанием детей, зачастую бывают завышенные требования. Это значит, что ребенку грозит синдром хронической усталости и чувство, что он хуже других, если у него что-то не получается.

Главной заповедью для родителей, решивших уделить большое внимание физическому воспитанию ребенка, должно быть «Не навреди».

Спорт и дети: проблемы физического воспитания дошкольников

Физическое воспитание детей — один из вопросов, которые призваны решать как родители, так и воспитатели детских садов.

Стоит сказать об отношении некоторых родителей к физическому воспитанию в детском саду. Многие считают, что, если их ребенок подвержен частым простудам, его необходимо оградить от частого пребывания на воздухе (особенно зимой). Кроме того, желая перестраховаться, такие родители стараются надеть на свое чадо побольше теплых вещей, не учитывая тот факт, что любой садик зимой отапливается достаточно хорошо. В результате физическое воспитание в детском саду проходит для таких детей не в удобных маечках и шортах, а в теплых свитерах, комбинезонах, кофтах. А ведь вспотевший от такой «заботы» ребенок рискует заболеть гораздо больше, чем тот, кого не кутают.

Одна из особенностей физического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, что один комплекс упражнений не должен выполняться более двух недель.

Кроме того, физическое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает их ежедневное участие в подвижных играх. В качестве одной из составляющих физического воспитания дошкольников педагоги называют командные спортивные игры. Они способствуют развитию физических способностей детей, быстроты реакции, а также социальных навыков и коммуникабельности.

Существует еще один важный нюанс физического воспитания дошкольников. Необходимо чередовать умственные занятия с физкультурными паузами. Согласно рекомендациям педагогов, организация физического воспитания дошкольников подразумевает подобные паузы через каждые 20 минут.

А если малыш не посещает детский сад?

Физическим воспитанием дошкольников необходимо заниматься дома, если ребенок по каким-либо причинам не ходит в детский сад. Существуют утвержденные программы физического воспитания детей, по которым можно проводить самостоятельные занятия с малышом.

Доказано, что правильное физическое воспитание детей дошкольного возраста напрямую влияет на нормальное развитие ребенка и его рост. Очень важно уделять большое внимание физическому воспитанию детей дошкольного возраста на свежем воздухе: это способствует закаливанию детского организма, избавляет малыша от многих болезней.

Спорт и дети: в какую секцию отдать?

Задумываясь над проблемами физического воспитания своего ребенка, родители часто оказываются перед выбором: в какую спортивную секцию записать сына или дочку?

Успех физического развития ребенка нередко зависит от «точности попадания». Не стоит руководствоваться при выборе решением своих знакомых или друзей и вести своего ребенка в ту же секцию, куда те отдали своих детей. Присмотритесь к особенностям характера своего чада при выборе направления физического воспитания ребенка.

Если у него хорошо развиты навыки общения, если он в любом коллективе чувствует себя, как рыба в воде, — ему отлично подойдут командные виды спорта: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т. д.

Для организации физического развития ребенка, который является выраженным лидером и не привык делиться своими победами, оптимальным вариантом станет секция художественной или спортивной гимнастики, теннис и плавание. Для достижения успехов в этих видах спорта потребуются личные усилия ребенка.

Если вы хотите заниматься физическим воспитанием детей гиперактивных, склонных к дракам и конфликтам, можно обратить внимание на секции единоборств. Здесь ребенок сможет выплеснуть излишки энергии и избавиться от своей агрессии.

Если вы озабочены проблемами физического воспитания тихого, замкнутого и застенчивого ребенка, не спешите принуждать его заниматься командными видами спорта в надежде, что он станет более общительным. Скорее ему придется по душе конный спорт или плавание.

Эти же виды спорта отлично подойдут и слишком эмоциональным, вспыльчивым детям, чьи родители стремятся воспользоваться физическим воспитанием детей для укрепления их здоровья.

свернуть

Игры с детьми на отдыхе в летний период

Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».

Отправляясь на отдых с детьми за город, с компанией, на забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игры, это могут быть мячи, ракетки, а также многое другое, на что хватит выдумки.

Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей. Предлагаем вам некоторый перечень игр, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха.

Игры с мячом

«Съедобное – несъедобное»

Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» - оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.

«Назови животное»

Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.

«Догони мяч»

Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.

«Проскачи с мячом» (игра-эстафета)

Игроки делятся на две команды. У каждой команды по мячу. Поставьте первыми в команде детей. Определите место, до которого необходимо «доскакать». По команде игроки начинают прыгать с мячом, который зажат между коленями. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием, не уронив мяч.

«Вышибалы»

Игроки делятся на две команды. Одна команда встает посередине, другая команда с мячом встает с двух сторон. Команда с мячом старается попасть мячом, «вышибить» игроков из центра. Потом команды меняются местами.

Это совсем небольшой перечень игр с мячом, которые вы можете провести с детьми на отдыхе. Фантазируйте, придумывайте свои игры, и вам обеспечено хорошее настроение.

 

Также можно использовать и многое другое для совместных игр. Если вы отдыхаете в лесу, посмотрите вокруг, наверняка вы найдете там шишки. Устройте соревнование. «Кто больше соберет шишек». Проведите игру «Самый ловкий». Найдите пенек и поставьте на него пластиковую бутылку. А теперь постарайтесь сбить ее шишкой на расстоянии. Используйте для игр желуди, камешки, веточки, фантазируйте вместе с детьми.

Познакомьте детей с русскими народными играми«Горелки»«Чехарда». Вспомните игры в которые играли сами в детстве«Садовник»«Краски»«Бабушка, нитки запутались»«Жмурки». Ваш ребенок будет в восторге, а вы снова окажитесь в детстве. Отличное настроение обеспечено и вам, и вашему ребенку.

Желаем вам хорошего семейного отдыха!

свернуть

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

Здоровый позвоночник, правильная осанка, хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются не только основой красивой и стройной фигуры, но и залогом физического здоровья, социального и психологического благополучия.

В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста.

Стопа — опора нашего тела, и любой дефект развития может отражаться на осанке. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание физическому воспитанию ребёнка, использовать упражнения, направленные на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия.

Общеизвестно, что без многократного повторения сформировать двигательный навык у ребёнка невозможно, но работа, требующая точных движений, быстро утомляет ребёнка. Преодолению этого способствует использование подвижных игр и эстафет, включающих обязательное принятие правильного положения тела в пространстве. Для формирования правильной осанки рекомендуется использовать игры, способствующие тренировке навыков удержания туловища и головы в правильном положении, а для профилактики плоскостопия- игры, в которых предусмотрено передвижение на носках, пятках, прыжки и т. д.

 

Игры, направленные на формирование ощущения правильной осанки и профилактику плоскостопия:

«Гномики и великаны».

Изображая великанов, встать на носки, руки вверх- наружу, потянуться. Изображая гномов, присесть с прямой спиной, руки - за голову, локти – назад.

«Ходим в шляпах».

Обычная ходьба, ходьба на носках, приседания, переступание через препятствия и другие движения с мешочком на голове так, чтобы шляпа не упала.

«Ловишка».

Дети подбегают к водящему, хлопая в ладоши, говорят: «Раз, два, три! Ну, скорее нас лови!». Ловишка догоняет игроков и пытается их запятнать. Спасаясь от него, игрок может остановиться и принять заранее выученное положение правильной осанки. Такого игрока пятнать нельзя. Положения: «Часовой»- основная стойка, лопатки сблизить; «Самолёт»- ноги врозь, наклон вперёд, прогнувшись, руки в стороны; «Ракета»- основная стойка, руки слегка отведены, ладони вперёд; «Балерина»- стоя на правой ноге, левая согнута, руки в стороны.

Примерный комплекс ОРУ, способствующих формированию ощущения правильной осанки.

№1. Исходное положение - основная стойка. 1- сцепить руки за спиной, правая рука вверху, левая- внизу; 2-3- держать позу;

4- исходное положение. Дыхание ровное. (6-8 раз).

№2. Исходное положение - основная стойка. Круговые вращения руками назад. Дыхание равномерное. (6- 8 раз).

№3. Исходное положение-ноги врозь, руки к плечам.

1- наклон корпуса вперёд, спина прямая, выдох; 2- исходное положение, вдох. (6-8 раз).

№4. Исходное положение - основная стойка.

1-3 присед, обхватить руками колени;

4- исходное положение. (6-8 раз).

Упражнения по формированию навыка правильной осанки с мешочком на голове.

• Ходьба с мешочком на голове, сохраняя правильную осанку.

• Ходьба с мешочком на голове в полу приседе, с высоким подниманием колен, на носках, боком.

• Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствия: верёвочку, гимнастическую скамейку и т. д.

• Ходьба с мешочком на голове по гимнастической скамейке.

Также для профилактики плоскостопия рекомендуются упражнения, направленные на укрепление мышц ног: ходьба на внешней и внутренней стороне стопы, ходьба на пятках, на носках, ходьба, не сгибая колени, ходьба с перекатами с пятки на носок и с носка на пятку.

Для создания положительного эмоционального фона можно использовать музыкальное сопровождение, загадки, песни, стихотворения, наглядные пособия (картинки и рисунки). Это способствует активизации внимания и повышению заинтересованности ребёнка.

«Гусеничка».

И. п. - руки на поясе.

Ставим ногу на носок, а затем на пятку,

Гусеничка ползёт, значит всё в порядке. (ходьба с перекатами с носка на пятку).

«Камаз»

И. п. - руки на поясе.

Вот камаз идёт гружённый, медленно ползёт тяжёлый

(ходьба на внутренней стороне стопы,

А в обратный путь пустой, понесётся он стрелой (лёгкий бег).

«Пингвин».

И. п. - руки опущены вдоль туловища, согнуты в кисти.

Лёд, лёд, лёд, а по льду пингвин идёт,

Очень- очень тонкий лёд, но пингвин не упадёт

(Ходьба мелким шагом, не сгибая коленей).

Комплекс упражнений для укрепления мышц свода стопы:

1. Упражнение «Каток» – ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

2. Упражнение «Маляр» – ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

3. Упражнение «Сборщик» – ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, ёлочные шишки и др., и складывает в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падение предметов при переносе.

4. Упражнение «Художник» – ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

свернуть